Что делать с КамАЗом, никак не решат российские чиновники
12 мая 2006 года
КамАЗ в 2005 г. продал 32282 грузовых автомобиля на 42,722 млрд. руб. Акционеры завода по состоянию на 31 октября 2005 г. - Росимущество (34,01%), Kamaz International Management Co (3,82%), Сбербанк (2,82%). Номинальные держатели - ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания" (27,11%), "ИНГ Банк (Евразия)" (17,17%), ВТБ (7,85%), некоммерческое партнерство "Национальный депозитарный центр" (5,02%).
Пакет акций КамАЗа (34%) правительство включило в план приватизации на 2006 г. еще в июле прошлого года. Но, как рассказал "Ведомостям" высокопоставленный правительственный чиновник, решение о том, как именно продавать госпакет, так и не принято. Одним из вариантов, которые первоначально рассматривали чиновники, была продажа этого пакета на Лондонской фондовой бирже. Но от IPO в Лондоне было решено отказаться, утверждает чиновник одного из профильных ведомств. По его словам, КамАЗ не располагает аудированной отчетностью по международным стандартам, поэтому размещение компании за рубежом в ближайшее время невозможно. Но просто выставить пакет на открытые торги чиновники по-прежнему не хотят. Собеседник "Ведомостей" рассказывает, что сейчас профильные ведомства, руководство КамАЗа и Тройка Диалог занимаются подготовкой плана мероприятий по сокращению госдоли в заводе. "В качестве одного из вариантов рассматривается возможность проведения допэмиссии акций КамАЗа", - рассказывает чиновник.
Источник агентства "Интерфакс" в одном из профильных министерств добавляет, что в результате допэмиссии госпакет должен сократиться минимум до блокирующего, а акции будут проданы стратегическому инвестору. Сроки допэмиссии, по его словам, зависят от принятия правительством поправок в закон о приватизации, позволяющих сокращать долю государства после увеличения уставного капитала. А оставшиеся в федеральной собственности акции могут быть потом проданы через одну из российских бирж.
Имена претендентов на покупку акций КамАЗа чиновники не раскрывают. Ранее о возможности участия в покупке госпакета акций КамАЗа заявлял Рособоронэкспорт, в конце прошлого года получивший контроль над АвтоВАЗом. Официально в Рособоронэкспорте не стали говорить, сохранился ли у них интерес к акциям КамАЗа. Но источник во ФГУПе отмечает, что вряд ли Рособоронэкспорт будет принимать участие в допэмиссии акций завода - госкомпания хотела взять госпакет акций в управление, а покупка акций автозавода уже не входит в планы ФГУПа. Не спешат признаваться в интересе к КамАЗу и частные инвесторы. Руководство Северсталь-Авто вариант участия в уставном капитале КамАЗа не рассматривает, рассказал представитель компании. А представитель Русских машин (владеет ГАЗом) заявил "Ведомостям", что компания "могла бы изучить возможность приобретения акций КамАЗа, если бы такое предложение поступило на рынок". "Объединение ГАЗа и КамАЗа экономически целесообразно", - добавляет он.
"Схема с допэмиссией акций в пользу стратега - это уход от обязательного конкурса при приватизации плюс дополнительный доход для КамАЗа", - объясняет аналитик Центринвест Групп Михаил Ганелин. Сейчас уставный капитал КамАЗа составляет 39,3 млрд. руб., он разделен на 785,7 млн. акций номиналом 50 руб. Чтобы доля государства размылась до 25%, КамАЗу нужно выпустить 282,7 млн. дополнительных акций. "Если рассмотреть фантастический вариант, при котором все прочие акционеры откажутся от выкупа новых бумаг, а весь объем приобретет стратег, он станет владельцем 26,5% акций завода, - говорит аналитик Уралсиба Вячеслав Смольянинов. - Но этот вариант невозможен, так как миноритарии однозначно будут против". На КамАЗе отказались от комментариев, связаться с чиновниками правительства Татарстана не удалось.
Неудачное начало
Нынешний год, как и прошлый, КамАЗ начал с убытка. Крупнейший в России производитель грузовиков сообщил, что в I квартале этого года увеличил чистый убыток по РСБУ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19,6% до 133,2 млн. руб. Впрочем, это не значит, что по итогам года автозавод продемонстрирует отрицательные финансовые показатели. Ведь прошлый год, также начатый неудачно, КамАЗ закончил с прибылью. Она составила 133,4 млн. руб., что втрое больше прибыли за 2004 г.
"Ведомости", 4 мая.